top of page

День победы

Этот день навсегда остаётся в памяти впечатлениями маленькой девочки...

Нарядная квартира -- на чистых, выкрашенных окнах белоснежная тюль, простые, но подобранные со вкусом и отглаженные без складки, шторы. Отполированная мебель и на блестящем солнечными бликами столе ваза с сиренью и тюльпанами. Запах чистоты и сирени в доме...

К этому дню моя мама тщательно готовилась. Была нарядно прибрана не только квартира, но мы все были выкупаны и проснулись этим утром в белоснежных, накрохмаленных постелях. Ещё с вечера для каждого, а для папы особенно, приготовлена выходная одежда. Всегда, отдельно стоявший в стороне, большой букет тюльпанов, который, скромно, но нарядно одетый, пахнущий своим одеколоном отец брал с собой, уходя 9-го мая рано утром из дома.

Недалеко от нашего дома находилось кладбище, на котором была и большая братская могила, а со временем там воздвигли памятник солдатам, погибшим при освобождении нашего города Винницы.

Завтракать никто не садился, а все ждали папиного возвращения, накрывая тем временем на праздничный стол.

Невероятно, как много сделать успевала мама, до поздней ночи готовя традиционные блюда. Это сегодня мы едим салат "Оливье", когда захотим и тут же готовим всё, чего душа пожелает. А в те времена, мы ждали таких праздников и дней рождения, чтобы поесть любимые блюда.

Папа возвращался домой с другими цветами и ленточкой на пиджаке, но всегда со слезами на глазах. Он никогда ничего не рассказывал, только плакал и молчал. Затем, когда ещё никто не садился за стол, он доставал проигрыватель и подключал его к большому радиоприёмнику.

"Вставай страна огромная, вставай на смертный бой! С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!", -- торжественно, под грозную поступь марша, будоражащего кровь, звучали раскатистые, широкие распевные мужские голоса хора имени Александрова.

Звучал гимн защиты отечества!

Лишь только тогда, когда папа занимал место во главе стола, все рассаживались по местам: мама, мой брат и я. Иногда у нас были гости, но это не запечатлелось в моей памяти.

Наливалась в рюмки водка, а нам лимонад и минеральная вода "Регина", которые мы пили также, только по праздникам во времена моего детства.

В этот день папа учил меня играть в шашки и шахматы, мы слушали пластинки. Громко звучали песни военного времени, потом современные песни, а я ждала, когда дойдёт очередь до детских сказок.

Помню, как впечатлила меня песня:

" Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. Знать не можешь доли своей: Может, крылья сложишь посреди степей.

Вьётся пыль под сапогами — степями, полями, А кругом бушует пламя да пули свистят".

Мне были непонятны многие слова и значение фраз. Потому что, слушая я представляла себе картину, особенно, как это, идти ночью и в холод и вообще очень долго не спать в постели... Снова расспрашивала отца, что такое "степной бурьян" и как это можно "сложить крылья"?

"Эх, дороги... пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. Выстрел грянет, ворон кружит, твой дружок в бурьяне неживой лежит.

А дорога дальше мчится, пылится, клубится, а кругом земля дымится — чужая земля!", -- Этот куплет меня очень впечатлял всегда, так сжималось сердце и я спрашивала папу, был ли у него такой друг. Он только плакал в ответ...

Странно, но наверное, не зря мне не запомнились слова о том, как мать ждёт сыночка. Потому что моего отца мать не ждала и не знала, что с ним. Когда она оставила его, ему было одиннадцать лет. И это была рана, которая не заживала всю жизнь и нам, его родным приходилось страдать от его мести своей матери.

Помню:

"Эх, дороги... пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. Снег ли, ветер вспомним, друзья. ...Нам дороги эти позабыть нельзя".

И никогда не забудется мне, как и той маленькой девочке, как приходилось им в холод и ветер, пыль и грязь, вши и кровь, голод и контузию, огонь и смерть идти дорогами к победе над агрессией против человечества...

М.М.

bottom of page