top of page

Чем пахнут трамваи

20.10.2015 Ганновер

Так сложилось в моей жизни, последние десять лет я живу в одном из немецких городов, который заботливо принял меня, и я полюбила его. Ещё в самом начале, в этом городе меня привлекли необычные трамваи. Их необычность была в том, что их маршруты проходили как на земле, так и под землёй. Трамвай и метро соединены в них. Для меня это было новинкой.

Также было время, когда довольно большие расстояния мне приходилось ходить пешком, страдая при этом от болей в спине и ногах, потому что тогда передо мной стоял выбор -- купить билет, или еду для этого дня. По этой причине, проездной билет на месяц пользования всеми видами транспорта, необходимый для посещения курсов немецкого языка, появившийся в моём портмоне, доставил много радости! Проездной билет, как необходимость, может доставить не только радость, но и облегчение, особенно, если принять во внимание позор за безбилетный проезд, хоть одной остановки, во время чётко работающего контроля и штраф, размером 40 евро! Итак, я полюбила трамваи, когда, стала посещать интеграционные курсы немецкого языка и на протяжении восьми месяцев пять раз в неделю каждое утро шла на трамвай.

О, какое это приятное чувство - завтракая по утрам, поглядывать на часы и спешить на трамвайную остановку! Трамвай приходит с точностью до минуты. Сколько бы людей там не стояло, переполненным никогда не бывает. Зайдя в него, инстинктивно я искала свободное сидение и с радостью садилась у окна. Теперь, когда по физическим показаниям, даже в инвалидном кресле, поездки в трамвае невозможны, я скучаю по его людям, запахам и атмосфере. Да, да у трамваев есть свои люди, атмосфера и запахи! В будние дни, по утрам, обычно, в трамвай заходят студенты и работающие люди, а также пожилые соотечественники, спешащие к открытию торгового дома, супермаркета, для того чтобы по сниженной цене купить продукты или нужный товар. БОльшая часть работающих людей и студентов пользуются личным транспортом -- это наиболее удобно и выгодно. А может быть, им не нравится запах? Чем же пахнут трамваи? Студентка в наушниках, удобно уселась напротив меня, достала из рюкзака бутерброд, снимая с него фольгу. Я подняла голову на шелест и увидела, что девушка сделала его сама -- чёрный хлеб с маслом и сыром, чтобы запах колбасы не оставался на пальцах. Хотя в рюкзаке всегда на подхвате сухие и влажные салфетки. А студент с дредами на голове успел забежать в go & going и, потолкав рюкзаком на своём пути народ, теперь пил кофе, ел бутерброд с салатом и свежей котлетой. Чем пахнут трамваи?

Ну вот, остановка на вокзале. Она необычна тем, что на самом деле, это -- четыре остановки! Здесь встречаются и отправляются разные маршруты трамваев. Множество различных людей с багажом и без него, различных возрастов и стиля одежды поднимаются и опускаются сюда на лестнице эскалатора. В вагон зашла группа детей в сопровождении двух воспитателей: с самого раннего возраста их учат находиться среди людей и пользоваться общественным транспортом. И тут же по вагону стал расползаться запах полоскателя, которым пахнет одежда после стирки. На какое-то время меня отвлёк вид за окном. Нравится мне, проезжая здесь рассматривать эти разные несовременные, типа имений, дома, утопающие в разнообразной зелени и цветах, даже поздней осенью. Как же нерентабельны должны быть они в отопительный сезон?

Богатые люди здесь не расточительны, а живут часто в домах, чуть больше обычных, в живописных районах рядом с лесными парками. А старые большие, доставшиеся по наследству, сдают для нескольких или многих семей, а также под офисы. Цены на съём квартиры здесь всегда выше, чем в других районах. Проезжая мимо рабочего района видно, как резко меняется архитектура. Многоэтажные дома из тёмного кирпича с круглыми скульптурами в человеческий рост рабочих разных профессий , а также рельефными скульптурами на верней части дома напоминают о том, что где-то рядом должно быть промышленное предприятие. Надо отметить, что каждый дом индивидуален и ничем не похож на другие, кроме, как высотой. Действительно, в этом районе находятся: завод “Фольксваген” и “Континенталь”.

Ну вот, снова остановка -- это старинное, до сих пор работающее, кладбище пятьдесят пять гектаров площадью. Поражает архитектура основного здания и неописуемая красота разнообразия деревьев, которые осенними красно-жёлто-оранжевыми мазками тронула рука Художника.

Моё внимание привлекли двое, как на подбор, высоких мужчин в чёрных фраках и котелках с бабочками, стоявших с обеих сторон арки входа в основное здание. А третий, такой же мужчина из ритуальной службы стоял на небольшом островке зелёной травы, слева, недалеко от входа. Одну руку он протягивал к небу, другой же, придерживал от сильного порыва ветра на своей голове котелок. Когда я пригнулась к окну, чтобы посмотреть по направлению его руки, то увидела висящий низко вертолёт с вертящимися, огромными лопастями, создающими этот сильный ветер… "Надо же, -- подумала я, -- богатые и сильные этого мира тоже умирают...".

Дверь закрылась, трамвай тронулся и я поняла -- зашла пожилая дама. Запах немецкого парфюма 70-х так типичен для немок-пенсионерок, которым за семьдесят. Их можно узнать сразу, по химической завивке волос, аккуратно укладываемой раз в неделю в парикмахерской, по покрою выглаженных брюк и ортопедической обуви, стёганым красивым недешёвым курточкам и, обязательно подходящим по цвету сумочкам или маленьким рюкзакам.

Они, как правило, не только вежливы и приятные собеседницы, но всегда готовы прийти на помощь. А вот и моя остановка -- рыночная площадь и центр свободного времяпровождения, где и проходили мои занятия на интеграционных курсах немецкого языка.

Всего шесть часов занятий в кругу молодых людей различных национальностей… И вот, мы снова на трамвайной остановке, как и группы подростков из школы, находящейся совсем рядом. Заходя в пустые вагоны, все занимали места. Вам ещё интересно, чем пахнут трамваи? Как пахнут подростки после занятий спортом? Резкий запах пота, отдающий запахом лука бил прямо в лицо так, что трудно было сдержаться и не закрыть нос пальцами! И тут, пошло-поехало: кто доставал, приготовленный мамой бутерброд, кто яблоко или банан. А кто, успел в супермаркете купить чипсы или пакетик шоколадных драже, баночку фанты или колу. Они пили и ели, ёрзая на сиденьях, одновременно толкая друг друга, громко болтая, выкрикивая -- им никто не мешал и было совершенно всё равно, мешали кому-то они? Потому что в вагоне трамвая можно читать, разговаривать или играть по мобильному, рисовать и рассматривать новости. Все чувствовали себя комфортно и свободно.

Уже под землёй, на остановке железнодорожного вокзала всё больше людей стали оживлённо заходить в трамвай. Инвалид в своём электрическом кресле, очевидно, возвращался с приёма у врача-специалиста из центра города. Вежливость и готовность помочь отличает людей в трамвае -- никто не ворчал, когда мужчина с велосипедом зашёл в вагон, чтобы сократить по какой-то причине свой маршрут, но просто отошёл в сторону. На следующей остановке зашла слепая женщина с собакой-поводырём. Люди освободили удобное для неё место. Нет, она не собиралась садиться и не была “бедненькой и несчастной”, но стала в уголке и собака легла у её ног. Чем пахнут трамваи в моём городе? А вот и улица, которая всегда напоминала мне мои студенческие времена в Одессе. Иранские овощные лавочки, уличные кафе, всегда множество прогуливающихся здесь людей. У этой трамвайной остановки почти всегда собираются безработные друзья-алкоголики. Среди них я часто видела высокую, одетую в европейскую, а иногда в африканскую национальную, бывало, совсем неопрятную одежду, ещё молодую, красивого телосложения, громко ругающуюся негритянку. Однажды, она вышла на линию перед нашим трамваем босиком, выкрикивая слова, размахивала руками. Водитель терпеливо, не выражая эмоций, подождал минутку и трамвай тронулся, а чёрная пьяная красавица освободила дорогу.

В конце этой улицы есть дом престарелых. Не раз, проезжая в трамвае мимо, я наблюдала одного старика с длинными седыми волосами и такой же бородой. Всякий раз моё внимание привлекало, что в эту холодную осеннюю погоду ноги его были обуты в босоножки, а из дырявого носка виднелся большой палец. И тогда мне вспоминались слова Христа: “Я был нагим, и вы одели Меня…”(Мтф. 25:36) Я понимала, что куплю носки и подойду к нему, потому что никогда не узнаю, кому на самом деле сделаю добро, да и зачем знать? Так и сделала -- долгое время оставляя носки лежать в моей сумке, пока однажды, проезжая в трамвае, снова увидела его, сидящим на скамейке, греющимся на поздней осени солнышке. Из дырки его носка всё ещё виднелся большой палец... Несмотря на то, что моя сумка была тяжела и полна покупок, я достала с её дна носки и вышла на следующей остановке. Пройдя немалое расстояние, молилась, чтобы старик оставался на месте. Добравшись до него я дважды почувствовала облегчение -- во-первых от того, что он сидел там, а во-вторых, что я сняла с плеча свою тяжёлую ношу. "Добрый день",-- сказала я, заговорив с ним. А лицо его было совсем не старым, как выдавали его седые волосы и борода. "Добрый день", -- ответил он, но не поднял на меня своей головы. Никто не может себе представить, что чувствовала я, живущая в Германии всего шесть месяцев. Не знала, как и правильно ли, поступаю, но мне очень хотелось сделать жизнь этого человека, хоть на мгновение теплее. "Я часто вижу Вас здесь и в городе,-- волнуясь, говорила я,-- и даже в холодную погоду Вы сидите на улице". Нестарый человек, прищурившись смотрел на солнце. "Вы, конечно, простите меня и не сердитесь, но я от всего сердца хочу подарить Вам эти носки, чтобы Вашим ногам было теплее". "Нет, -- сказал он,-- я ношу только то и пользуюсь только тем, что могу себе сам позволить". Остальные мои слова были бесполезны, потому что только: “Добрый день”, -- повторял он, всё так же глядя на солнце, не оставляя мне больше ни одного шанса сделать доброе дело… Эти носки я передала отцу моей подруги, трудящемуся и живущему на гроши, пенсионеру на моей родине.

Таща на плече свою тяжёлую сумку, я думала о происшедшем, приближаясь к трамвайной остановке… Чем пахнут трамваи? Вскоре, у супермаркета зашли женщины, с тяжёлыми пакетами в руках,

полными покупок. Их длинные одежды и покрытые головы выдавали в них мусульманских женщин. Никогда здесь вы не встретите ни одну женщину с тяжёлой ношей в руках, кроме мусульманки ( касается, так же не всех). Даже наши пожилые женщины, приехавшие сюда со времён перестройки, научились себя щадить и, если за покупками они не ездят с мужьями на машине, то обзавелись сумкой на роликах, специально для покупок. На следующей остановке напротив меня сел парень хиппи с дредами, опустив на сидение рядом с собой тяжёлый большой рюкзак. Его огромный пёс, в котором было от двух смешанных пород дога и мастино наполетано голубого цвета, сел просто между нами. От них так и пахло -- теми, кто живёт на улице, а не в доме.

Такие парни и девчонки оставляют своих родителей и выбирают свободную жизнь, кочуя со своими животными по городам и улицам, днями просиживая у супермаркетов, получая от людей на пропитание собакам и себе, или собираясь группой в центре города для общения. Не обязательно алкоголики или наркоманы, они обуты и одеты на свой собственный манер, знают места, где можно помыться, поесть и переночевать… Сев напротив, парень не ошибся в том, что я не боюсь, а люблю собак. Улыбаясь, я гладила по голове этого большущего и такого, по-детски доверчивого, редкого, смешанной породы пса… Чем пахнут трамваи? Я бы и дальше продолжила эту тему, но приехала и мне пора выходить… М.М.

bottom of page